Украинская высшая школа в последнее время не может похвастаться особыми успехами или достижениями, особенно по сравнению со своими конкурентами.
Украинская высшая школа в последнее время не может похвастаться особыми успехами или достижениями, особенно по сравнению со своими конкурентами. Показательным в этом отношении является отсутствие в Академическом рейтинге университетов (ARWU) представителей Украины.
Традиционно возглавляют рейтинг из 500 лучших мировых вузов образовательные учреждения США и Великобритании, а лидером на протяжении многих лет остается Гарвардский университет. Среди ближайших к Украине государств в рейтинге ARWU имеются представители Польши, России и Венгрии. Однако если несколько вузов наших западных соседей заняли места в заключительной части списка, то одному из лучших вузов России – Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова покорилась 86 строка рейтинга.
Несмотря на традиционную результативность украинской научной школы, особого мирового признания добиться ей так и не удалось. К примеру, среди всех лауреатов Нобелевской премии лишь три получили образование или трудились в Украине. Среди награжденных премией Филдса также нет представителей Украины. Наконец, по еще одному критерию отбора вузов – количеству исследований и цитируемых статей наши ученые также не продемонстрировали выдающихся результатов.
Несмотря на постоянное стремление к реформам в сфере высшего образования, регулярно предпринимаемым специалистами МОН, преподаватели и студенты не торопятся повышать свой профессиональный уровень. Свою лепту вносит также и значительное количество студентов, обучающихся на контрактной основе, поскольку уровень их знаний не всегда находится под объективным контролем. Результатом становится снижение среднего уровня получаемого образования вплоть до того, что получение диплома становится своего рода формальностью.
Вместе с тем, в вузах также понимают все сложности возникшей ситуации, и пытаются принимать активные меры для ее изменения. Так, по словам доцента КНУ им. Т.Г. Шевченко Татьяны Ковтун, в настоящее время наметилась тенденция перехода от излишнего упора на теорию во время занятий к приобретению студентами практических навыков еще во время обучения в вузе. Кроме того, специалисты работают над увеличением уровня владения иностранными языками, что поможет в будущем привлекать зарубежных преподавателей, выпускать статьи и принимать участие в конференциях за пределами страны.