Народные депутаты успели перед перерывом до осени проголосовать за законопроекты, которые позволят снизить акцизы на растаможку автомобилей и усилить ответственность за использование нерастаможенных авто. Об этом — в сюжете Радио НВ.
Во время выступления в Верховной Раде глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина заявила, что акцизные ставки были либерализованы очень существенно. Для корректировки стоимости авто введут коэффициенты — в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля, однако наиболее выгодно будет покупать машины возрастом до 10 лет.
Нельзя допускать, чтобы Украина превращалась в свалку старых авто, также следует учитывать интересы украинских производителей, подчеркнула Южанина.
Глава профильного комитета отметила, что для нарушителей таможенных правил введут ощутимые штрафы. Она выразила надежду, что указанные законопроекты примут уже на первой пленарной неделе осенью.
Южанина добавила, что новые правила налогообложения ввоза автомобилей были разработаны в комитете с учетом советов Министерства финансов, и в перспективе они принесут положительный эффект для государственного бюджета. Ранее она заявляла, что народные депутаты могут подготовить изменения ко второму чтению и уменьшить ставки на некоторые категории авто, как этого требуют владельцы машин с иностранной регистрацией.
Указанные законопроекты предусматривают уменьшение размера налога с авто, отмену запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих экологическому стандарту Евро-5, а также усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах. Соответствующие изменения намерены внести в Налоговый и Таможенный кодексы.
Что предусматривает законопроект
Базовая ставка акцизного налога составит 50 евро для авто с бензиновым двигателем. Для дизельных автомобилей — 75 евро. Полный размер акциза будет равен базовой ставке, умноженной на коэффициент двигателя. Коэффициент двигателя рассчитывается по следующей формуле: объем двигателя разделить на 1000. Коэффициент возраста — количество полных календарных лет, начиная со следующего за годом производства.
Если у машины объем двигателя 2000 кубических сантиметров, ей полных 5 лет, то есть она 2012 выпуска, акциз составит 500 евро. Сейчас акциз для авто с таким двигателем, если ему до 5 лет, составляет 3300 евро.
Если больше 5 лет, то почти 5000 евро. Итак, акциз уменьшится минимум в 5 раз.
Также планируется отменить экологический стандарт Евро-5. В Украине можно будет легально ввозить машины старше 2010 года. Для авто 15-летнего возраста с двигателем в 2000 кубических сантиметров акциз равен 1,5 тыс. евро.
Для новых авто с двигателем в 2 тыс. кубических сантиметров акциз составит всего 100 евро. Машины с двигателем в 4 тыс. кубических сантиметров — 200 евро. Для 10-летнего авто с дизельным двигателем объемом 1600 кубических сантиметров, акцих составит 1200 евро.
Нерезидент сможет без денежного обеспечения завезти лишь одно авто. Для ввоза следующих транспортных средств гарантом может выступить финансовое учреждение, брать на себя обязательства уплатить сумму всех таможенных платежей, если авто не будет вывезено. За нарушение сроков режимов транзита на один день, штраф составит 170 грн., за три дня отсрочки — 850 грн. Наказание за месяц пребывания такого автомобиля в Украине будет стоить нарушителю 170 тыс. грн.
Санкции за использование авто на европейской регистрации в предпринимательской деятельности, в частности, для работы в такси — составят 34 тыс. грн. Лицо, ввезла такую машину не сможет передавать ее в пользование другим людям. За это предусмотрен штраф в 8,5 тыс. грн., а при повторном нарушении — 170 тыс. грн. с лишением права управления на год.
Высокие акцизы
Указанные законопроекты не делают используемые авто доступными и не решают проблему авто на еврономерах, отметила народный депутат от фракции Самопомич Татьяна Острикова.
Она сказала, что акцизные ставки на 15-летние автомобили, представленные в документе, слишком высоки. Острикова добавила, что в связи с внедрением штрафов все владельцы таких машин вынуждены будут уехать в государственные пункты пропуска через границу Украины, и это будет препятствовать движению транспортных средств и товаров.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что ни в коем случае не планирует отменять правительственное постановление, предоставляющее доступ полиции к таможенной базе и позволяющее штрафовать таких автомобилистов. Он также подчеркнул, что полиция не входит в таможенные зоны, хотя и может это делать. Премьер-министр также обратился к владельцам европейских авто с призывом не нарушать общественный порядок.
Митинг в правительственном квартале
Накануне в правительственном квартале произошли беспорядки с участием митингующих. Владельцы автомобилей на еврономерах заблокировали все наземные выходы из Верховной Рады.
Они не выпускали не только депутатов, но и других работников парламента и журналистов. Таким образом протестующие требовали от депутатов проголосовать законопроект о растаможивании авто, хотя спикер уже закрыл заседание.
13 июля возле парламента авто снова сбило участника акции протеста автомобилистов с еврономерами. Мужчина перебегал дорогу в неустановленном месте.
Владельцы авто на еврономерах закончили акцию протеста в правительственном квартале около 14 часов 13 июля, сообщил соглава АвтоЕвроСилы Александр Чернявский. Он отметил, что активисты обратились к народным депутатам с предложением в течение двух следующих недель подготовить изменения в указанных законопроектах ко второму чтению. В частности, владельцы машин с иностранной регистрацией требуют еще большего снижения акцизных ставок на авто.
Если парламент не прислушается к пожеланиям автовладельцев, активисты АвтоЕвроСила обещают возобновить акцию протеста осенью с началом пленарных слушаний.