Традиционно в Украине транспортным монополистом принято считать железнодорожный транспорт. Однако статистика не подтверждает данное мнение. Так, в 2016 году на долю железной дороги приходилось лишь 22% от всего грузооборота. Таким образом, за 2016 год по железной дороге в Украине было перевезено 343,4 млн. тонн грузов, в то время, когда объем перевозок автомобильным транспортом составил 1085,6 млн. тонн. В процентном соотношении железнодорожные перевозки составили 22%, перевозка автомобильным транспортом —70% от всего объема грузов. Суммарная доля перевозок речным и морским транспортом, авиацией и трубопроводами составила 8%.
Данная статистика учитывает все перевозки, кроме тех, которые осуществляются на путях промышленных предприятий. Данной деятельностью занимается ЧАО «Киев-Днепровское МППЖТ». Лишь за 2016 год компания перевезла своими локомотивами и вагонами порядка 25,3 млн. тонн грузов.
Если же брать во внимание тонно-километры, то автомобильный транспорт наработал 58 млрд. т-км (или 16,9%), а железнодорожный транспорт — 187,2 млрд. т-км (или 54,5%). Из этого можно сделать вывод, что автомобильный транспорт перевез больше грузов, но по железным дорогам грузы перевозились на большие расстояния.
Назвать «Укрзализныцю» монополистом нельзя, так как железнодорожные пути используются и другими компаниями. Доля грузовых вагонов «Укрзализныци» составляет лишь 35% от общего их количества. Очень много перевозок осуществляется вагонным парком других государств, а также частных компаний.
Для сравнения, в РФ доля железнодорожных перевозок составляет лишь 17%,а в Беларуси — 29%. Наиболее часто для перевозки грузов используется автомобильный транспорт.
Многие украинские предприятия имеют собственные автопарки, и такие перевозки не включаются в общую статистику, так как не считаются коммерческими. Также очень большое количество автоперевозчиков работают в тени. Так что фактически, доля автомобильных перевозок гораздо больше.
Пассажиры предпочитают ездить на автомобильном транспорте. В 2016 году пассажирооборот железной дороги составил 389 миллионов человек (16%), а автомобильного транспорта — 2024 миллионов человек (83%). Следует учитывать, что протяженность железнодорожных путей Украины составляет 21 тысячу километров, в то время, когда протяженность автомобильных дорог более 160 тысяч километров. По информации Министерства инфраструктуры в Украине зарегистрировано 167 тысяч грузовых железнодорожных вагонов и 4 тысячи локомотивов. Количество же грузовых автомобилей исчисляется 1,3 миллиона единиц.
Перевозить грузы железнодорожным транспортом дешевле в 1,5 – 2 раза, нежели автомобильным. Однако перевозки по железной дороге менее чем на 300 километров экономически не оправданы, и по стоимости практически не отличаются от автомобильных перевозок. Если автомобильным транспортом груз может быть доставлен практически в любую точку Украины, то возможности железнодорожного транспорта в данном вопросе ограничены. При железнодорожных перевозках обязательным условием является наличие подъездного пути у отправителя и получателя, но нет ограничений по тоннажу и габаритам перевозимых грузов. Автомобильным же транспортом невозможно перевозить контейнеры массой в 28 тонн, так как существует ограничение по тоннажу в 25 тонн.
Преимуществом железнодорожных перевозок является фиксированная цена, а вот расценки за автоперевозки могут меняться, в зависимости от стоимости горючего. Но автотранспорт способен доставить товар довольно быстро и непосредственно «под двери».
Эксперты полагают, что утверждение о монополизме железной дороге в сфере перевозки грузов очень выгодно экспортерам-сырьевикам, ведь тарифы на перевозку в данном случае устанавливаются государством, и они, как правило, ниже рыночных.