Планы властей о скорейшем запуске железнодорожного пассажирского сообщения между Киевом и Ригой оказались чрезмерно оптимистичными. Так, об отсутствии готовности к движению поездов по новому маршруту уже сейчас сообщили представители Латвийской железной дороги, для которой заявление украинских коллег фактически оказалось неожиданностью.
Напомним, что ранее заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк сообщил о приобретении 28 пассажирских вагонов у Крюковского вагоностроительного завода, которые смогут курсировать по маршруту Киев — Минск — Вильнюс — Рига. При этом стоимость поездки в купейном вагоне между столицами Украины и Латвии составит порядка 1855 гривен или 59 евро. В то же время, будущие латвийские партнеры «Укрзализныци» пока сообщили об отсутствии договора, предусматривающего движение по территории четырех стран, и добавили, что в настоящее время идет процесс обсуждения деталей будущего сотрудничества. При самом благоприятном раскладе открыть движение по новому маршруту удастся не ранее августа нынешнего года.
Заметную часть затрат на эксплуатацию поезда составит использование латвийской железнодорожной инфраструктуры, такой как применяемый для этого в числе прочих домкрат реечный 8 тонн. Так, протяженность путей на этом участке составляет 76 км, а за пробег 1 км на локомотивной тяге установлен тариф в размере 8,40 евро с учетом НДС. Таким образом, за один рейс поезда в прямом и обратном направлениях понадобится уплатить 1276 евро, а за год только за пользование собственно железной дорогой набежит сумма в полмиллиона евро при ежедневном выполнении маршрутов. Остается открытым вопрос, сможет ли украинская сторона оплачивать подобные издержки за пользование латвийскими железными дорогами, и окупятся ли эти затраты в ближайшей перспективе.
Ответ на этот вопрос зависит от предполагаемой интенсивности пассажиропотока, однако говорить о стабильности в данном случае модно лишь в отношении участка между Ригой и Вильнюсом, поскольку далее латвийцам понадобится получение виз.