Состоявшееся недавно повышение цен на природный газ,
потянувшее за собой волну пересмотра тарифов и на другие виды
жилищно-коммунальных услуг, серьезно ударит по бюджету большинства украинских
семей. При этом средний размер таких платежей может превысить среднюю по стране
величину дохода населения.
Состоявшееся недавно повышение цен на природный газ,
потянувшее за собой волну пересмотра тарифов и на другие виды
жилищно-коммунальных услуг, серьезно ударит по бюджету большинства украинских
семей. При этом средний размер таких платежей может превысить среднюю по стране
величину дохода населения.
Такого мнения придерживается Александр Охрименко, пишет со
ссылкой на эксперта UBR.ua.
Охрименко отмечает, что ранее представители Международного
валютного фонда выражали недовольство низким уровнем коммунальных платежей в
структуре затрат украинских домохозяйств по сравнению с соседними Польшей или
Словакией. После инициированного правительством Владимира Гройсмана повышения
тарифов кредиторы уже не делают попытки проанализировать траты наших сограждан.
В подтверждение своих слов Охрименко приводит пример
Германии, жители которой нередко уезжают на лето в более теплую и доступную
Турцию, чтобы не оплачивать отопление собственного жилья. Граждане Литвы летом откладывают
деньги на отопление своего жилья зимой по причине высоких тарифов.
По мнению Охрименко, идея пересмотра тарифов на ЖКХ уже
показала свою несостоятельность, однако в высших эшелонах власти не готовы
пойти на признание этого факта. При этом ключевой аргумент МВФ по поводу того,
что дорогая «коммуналка» заставит граждан более рационально относиться к
энергоресурсам и стремиться снизить их потребление, в Украине обречена на провал.
Причина этого, по мнению эксперта, заключается в доставшейся
Украине по наследству т прежних времен централизованной системе теплоснабжения,
которая не стимулирует граждан экономнее относиться к теплу. Даже утеплив стена
и заменив окна, семья не станет меньше платить по счетам на отопление,
поскольку расчеты ведутся зачастую не по фактически потребленным объемам
энергии, а в зависимости от площади жилья. Не спасут и счетчики тепловой
энергии, которые повсеместно устанавливаются в жилых домах. Пока отдельно
взятая квартира не может отключиться от центрального отопления или снизить его
параметры, поскольку выключить можно лишь весь дом целиком.
В отличие от нашей страны, в Польше или Литве
централизованного отопления в нашем понимании нет. В этих странах наряду с
высокими тарифами, граждане имеют реальную возможность средства из собственного
кармана.
Еще одним провалом властей Охрименко считает заверения о
субсидировании всех нуждающихся в получении помощи для оплаты возросших
коммунальных платежей. Уже сейчас возникают ситуации, когда субсидия может
оказаться выше суммы, указанной в платежке. Ситуация усугубляется возросшим до
25 млрд. грн долгом бюджета по субсидиям, погасить который в обозримой перспективе
нет возможности. Неудивительно, что уже скоро возможен пересмотр правил
назначения субсидии, и тогда государство сможет их компенсировать.