Пожизненное лишение водительских прав: «За» и «Против»

В Верховной Раде совсем недавно был зарегистрирован новый законопроект №7432, который предусматривает чрезвычайно жесткие безапелляционные меры наказания для водителей, нарушивших правила дорожного движения. Надо полагать, что некоторые народные избранники вошли в кураж и решили радикальными мерами навести порядок на дорогах. Давайте рассмотрим некоторые основные положения данного законопроекта и разберем их детально.

Законопроект №7432 предусматривает:

  • Штраф в размере 850 гривен и лишение водительского удостоверение сроком на 10 лет за проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • За третий проезд на красный сигнал светофора на протяжении всей водительской карьеры водитель заплатит штраф 1700 гривен и лишится водительского удостоверения пожизненно;
  • За вождение авто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водитель наказывается штрафом в размере 10200 гривен и лишается прав пожизненно;
  • За вождение авто под воздействием алкоголя или подобных веществ лицом, у которого нет водительского удостоверения, применяется наказание в виде штрафа 40800 гривен или 15 суток админареста.

Относительно 1 пункта. Лишение водительского удостоверения на 10 лет может стать предлогом для «полюбовного» решения данного вопроса между водителем и инспектором ДПС, а это открывает простор для коррупции. Можно не сомневаться, что на дорогах будет возникать очень много спорных вопросов, поэтому суды получат дополнительную нагрузку. Следует признать, что данное нарушение не является главной причиной ДТП, и столь строгое наказание несколько не соответствует степени вины нарушителя.

Относительно 2 пункта. Безальтернативное наказание в виде пожизненного лишения водительского удостоверения может применяться лишь крайнем случае, ведь люди с годами способны меняться, и 18-летнее безрассудство уже неприемлемо для 40-летнего водителя со стажем. В данном случае, наказание не носит исправительной функции, а лишь карательную. В США и странах ЕС нерадивых водителей отправляют на повторное обучение и сдачу экзаменов. Данная процедура имеет продолжительный характер, весьма унизительна для нарушителя и обходится для него очень дорого. Как правило, после этого большинство водителей не хотят повторно оказаться на переэкзаменовке, и стараются соблюдать правила дорожного движения.

По пункту 3. Безапелляционность в данном случае выглядит несколько жестоко. Ведь водитель, который в молодом возрасте позволил себе лишнего, через 10 или 20 лет совершенно по-другому смотрит на данный вопрос, но управлять автомобилей уже никогда не сможет. Отсутствие альтернативы для водителя-нарушителя лишь отдаляет нашу страну от европейских стандартов, к которым мы так стремимся в последние годы. Также данный пункт открывает простор для коррупции на дорогах, ведь водители будут пытаться решить вопрос на месте непосредственно с инспектором, а соблазн для инспектора «сбить» с нарушителя крупную взятку слишком велик.

4 пункт. С точки зрения математики, заплатить штраф 40800 гривен менее выгодно, нежели провести 15 суток в заключении. Конечно, оказаться за решеткой на 15 суток весьма неприятно, но не каждый водитель сможет себе позволить заплатить столь большой штраф. Поэтому, все же стоит пересмотреть финансовую часть данного наказания.

В целом, данный законопроект может привести к некоторым проблемам. Многие профессиональные водители, опасаясь потерять пожизненно водительское удостоверение, будут уезжать из Украины, и искать работу в соседних государствах, поэтому страна может столкнуться с нехваткой водителей на рынке труда. Кроме того, многие граждане Украины будут отказываться от приобретения машины, ведь никому не интересно покупать дорогостоящий автомобиль, а спустя несколько месяцев пожизненно лишиться прав. Данный аспект отразится на объемах продаж автомобилей в Украине, а ведь данный сектор рынка и так в последние годы не может похвастаться высоким ростом.

Читайте нас у Telegram, у FACEBOOK, на YOUTUBE, INSTA, Twitter та у GOOGLE новинах