Всего за полгода экс-премьер-министр благодаря вложениям в канал Эспрессо смог увеличить свой капитал более чем в десять раз. В канун нового года, 30 декабря 2017-го в 21:01, телеканал Эспрессо, занимающий 17-е место на украинском телевизионном рынке, объявил о смене собственников.
Согласно сообщению, экс-премьер-министр Арсений Яценюк, а также Инна Авакова, жена нынешнего министра внутренних дел Арсена Авакова, продали свои доли в компании Аста Финанс, которая владеет компаний Голдбери, имеющей права на канал.
Пресс-служба Арсения Яценюка сообщила, что он полностью продал свои 30% акций Аста Финанс за $1,47 млн. Министр внутренних дел Арсен Аваков написал в своем аккаунте в Twitter, что за 40% компании, которые формально принадлежали его жене, его семья выручила $1,95 млн.
«Эспрессо ТВ больше не аффилирован ни с Арсением Яценюком, ни с моей семьей», – написал Аваков.
Жена основателя канала народного депутата Николая Княжицкого продала 7,5% акций канала и остается опосредованным владельцем 22,5%.
В результате сделки новым владельцем 77,5% Аста Финанс стала зарегистрированная в штате Нью-Йорк компания Atmosphere Intertaiment Inc, принадлежащая украинскому гражданину Ивану Жеваго, сыну народного депутата и одного из богатейших людей страны Константина Жеваго. В октябре прошлого года журнал Новое время оценил состояние его отца в $1,4 млрд.
В пресс-службе Константина Жеваго пока не прокомментировали покупку.
Финансовый результат
Если верить официальной информации, сделка является историей успеха. Летом 2017-го Арсений Яценюк приобрел свою долю за 3,8 млн грн, или порядка $146 тыс. по курсу на тот момент. То есть всего за полгода ее цена выросла в десять раз.
Примечательно, что такой доход экс-премьер получил на рынке, где другие терпят лишь убытки. Владелец канала News One Евгений Мураев говорит, что в Украине на телевидении никто не зарабатывает. «Каналы в нашей стране – это либо миссия, либо влияние», – говорит Мураев.
Ранее издание Украинская правда (УП) со ссылкой на свои источники сообщало, что содержание Эспрессо обходится в $150 тыс. в месяц.
Свои затраты на содержание News One (11-е место по состоянию на конец 2017 года) Мураев оценивал в $200 тыс. в месяц. Медиа-эксперт Наталья Лигачева говорила УП, что эти цифры «в целом точные».
Основатель канала Николай Княжицкий такой финансовый успех экс-премьера объясняет тем, что Яценюк еще в 2013-м получил право выкупить свою долю по фиксированной стоимости в гривне.
В 2016-м году экс-премьер в своей налоговой декларации заявил, что имеет опцион на выкуп своей доли. Он им воспользовался в 2017-м.
Княжицкий заявил, что Яценюк с самого начала «помогал каналу», но не стал уточнять, каким образом. Пресс-секретарь Яценюка Ольга Лаппо уточнила: «Финансовых ресурсов, кроме тех, что определены опционом договора-купли продажи, не было».
Источник НВ, близкий к НФ, также рассказал, что средства на канал давал Арсен Аваков. Начал он это делать еще в то время, когда находился в оппозиции к власти Виктора Януковича. Канал начал действовать в 2013-м году без лицензии. И был одним из рупоров Майдана.
Но, по словам собеседника НВ, сейчас у министра нет необходимости в медиа-ресурсе, поскольку он может влиять на более значимые каналы. Политолог Владимир Фесенко говорит, что особенно это заметно на канале 1+1, так как у Авакова хорошие отношения с его владельцем Игорем Коломойским.
Политический аспект
Фесенко говорит, что продажа канала решает сразу несколько политических задач для Арсения Яценюка. Во-первых, у него появились официальные деньги, которые можно показать в декларации и оправдать свой уровень жизни и траты. Возможно, часть этих денег пойдет на партийные нужды. И это сделано за счет денег Константина Жеваго, который близок к НФ и, скорее всего, сохранит лояльность канала к этой политической силе.
Во-вторых, по словам Фесенко, таким образом он подает сигнал президенту Петру Порошенко и его команде: «Если нас поддержал такой мощный игрок, как Константин Жеваго, значит с нами нужно считаться».
По его информации, НФ планирует реанимацию своей политической силы, популярность которой снизилась во время премьерства Яценюка. Он ранее называл себя политическим камикадзе из-за того, что ему пришлось пойти на непопулярные шаги.
«Эти средства и поддержка Жеваго – часть плана по возвращению Яценюка на политический Олимп, который начнут реализовывать вскоре», – считает политолог.
Но претворить этот финансовый план Яценюку будет непросто. Его оппоненты из других политических сил уже предпринимают ответные действия.
В частности, народный депутат Сергей Лещенко, формально член фракции Блок Петра Порошенко, на деле же ведущий оппозиционную и к Порошенко, и к НФ деятельность, обратился в Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) с заявлением, в котором просит проверить сделку. Он полагает, что она может быть «фиктивной» и носить признаки коррупции.
Юристы пока не спешат комментировать это заявление.