Украинцы все больше напоминают папуасов, которые глупо радуются, когда им достаются бусы от европейских колонизаторов. Но в долгосрочной перспективе мы дорого заплатим за свою глупость.
В Верховной Раде лежат аж два законопроекта, легализирующие евробляхи — так называют нерастаможенные авто, на которых в обход закона ездят уже более полумиллиона украинцев.
И скорее всего, один из них будет принят уже в ближайшее время.
Не хочу вдаваться в детальный анализ, как это будет работать и к чему это приведет.
Меня волнует другое. Депутаты идут на уступки евробляхерам и убирают требования к экологическим нормам. Поэтому легализация старых корчей из Европы — это клинический идиотизм, выигрыш от которого минимален, а последствия будут весьма далеко идущими.
Война аргументов
Нет, я не собираюсь подобно другим критикам евроблях ныть о том, что, мол, это не честно, когда одни покупали машины, честно заплатив налоги, а другие добиваются права легализовать контрабанду.
Вот не буду ныть, даже несмотря на то, что мог бы, ведь у меня самого машина на честных украинских номерах.
Дело в том, что в нашей стране нае…ть соседа — это неотъемлемый элемент личного счастья, а нае…ть правительство — это вообще почти духовный оргазм. Так что аппелировать к честности украинцев бессмысленно.
Не хочу я спорить и с главным доводом евробляхеров о том, что машины в Украине стоят неоправданно дорого.
На самом деле, это правда.
Хотя евробляхеры обычно перевирают цифры, чтобы доказать свою правоту. Но все же, да, у нас много идиотских налогов при покупке нового авто. Вследствие чего, у нас машины стоят порой дороже, чем в Европе, где зарплаты у людей в разы выше.
И тем не менее, несмотря на вышесказанное, я против легализации евроблях.
Чертовы папуасы
Потому, что у меня есть дети.
И я хочу, чтобы они жили в стране, где хоть немного заботятся об экологии.
Судите сами.
Европа начинает активную войну против дизелей и планирует в ближайшие 10-15 лет чуть ли не полностью перейти на электромобили.
Вы уже сегодня не можете заехать в центр некоторых европейских городов на дизельном авто.
А мы в это время уже запустили в страну полмиллиона чадащях рыдванов, которые в массе своей уже не соответствуют даже тем убогим экологическим стандартам, которые царствовали в годы их выпуска.
Потому что катализаторы не вечны, стоят дорого, и проще их к чертям вырезать. Выхлопная труба-то сзади, евробляхер же не себе в нос чадит, а кому-то другому.
Да подождите, скажете вы, в Украине и так полно старых корчей на украинской регистрации с такими же вырезанными катализаторами.
Да, отвечу я, это так. Но они постепенно вымирают, и скоро их не будет. Но если вы будете продолжать завозить из Европы старые корчи, коих там еще немерено, то статус-кво будет сохраняться.
По ныне действующему украинскому законодательству невозможна растаможка авто ниже стандарта Евро-5. И это правильно. Это хоть какое-то препятствие на пути попадания к нам старых чадящих корчей.
Больше того, пора уже думать о Евро-6 и вообще в свете мировых тенденций стоит думать о создании условий для развития электромобилей.
Звучит фантастично, правда?
Понимаю.
Потому что у меня перед глазами много типичных евробляхеров и я могу с уверенностью утверждать, что евробляха — это не просто позиция относительно автомобилей. Это — жизненная философия.
“А мне наср…ть”, — заявляет в ответ на мои аргументы об экологии житель села, рядом с которым у меня дача. Он недавно пересел со старых “жигулей” на такой же старый “опель”.
“Мне сегодня ездить надо, а что там через 20 лет будет, то такое…”, — говорит он.
“Дети у тебя есть?” — спрашиваю я.
“Есть. Двое”, — гордо заявляет он.
И предвосхищая мой следующий вопрос говорит:
“Ну и что? Мои родители жили при жигулях и камазах, я жил при жигулях, ну и они поживут вон при этих “опелях”.
И я понимаю его логику.
Он беден. Живет в хате-мазанке, которая снаружи худо-бедно обшита деревянными панелями. То есть у него дом из, простите, дерьма.
И зарабатывает он несколько тысяч гривен в месяц. И те полторы тысячи евро, которые он наскреб, чтобы купить “опель” двадцатилетней давности — для него целое состояние.
И поэтому плевать ему на экологию. И на то, что будет в этой стране через 20 лет.
“Где я, а где завтра?” — как говорил один известный юморист.
Украина — страна вот таких папуасов. Которые за жалкие подачки готовы пожертвовать тем, что действительно важно.
Мы согласились, чтобы у нас осуществляли захоронение ядерных отходов Европы в обмен на безвизовый режим. Безусловно, безвиз — это круто. Но им могут пользоваться в лучшем случае 5-10% украинцев, которые и раньше спокойно получали визы. Остальным безвиз до одного места, ведь у них просто нет денег на поездки.
А ядерное дерьмо из Европы останется у нас навсегда. Нашим детям жить рядом с ним.
И мы с радостью соглашаемся на ввоз сотен тысяч старых авто, которые в Европе уже не нужны.
По европейским законам автомобиль нельзя просто выбросить. Нужно заплатить за его утилизацию. Это дорого. Проще продать его польскому или литовскому перекупщику, который затем слегка намарафетит его и продаст украинскому евробляхеру.
И сотни тысяч этих корчей годами будут чадить на наших дорогах.
Вот и получается, что Европа очищает свою экологию, а мы свою зас….ем. Еще и радуемся.
Умник, а как надо сделать по правильному?
А это — самая интересная часть.
Это как раз тот случай, когда, подставляясь под насмешки и критику, могу сказать только одно.
Нужно выбирать правильных людей на выборах и давить на них с тем, чтобы они принимали правильные законы.
Например, в контексте этого разговора стоило бы ослабить налоговое давление при покупке новых авто (навести порядок в этих НДС, акцизах и сборах в пенсионный фонд). Это привело бы к снижению цен на новые автомобили.
Кроме того, стоило бы создать стратегию поддержки электромобилей с учетом развития инфраструктуры для них. С тем, чтобы через 5-10 лет, когда неизбежно наступит бум этой технологии, мы уже были бы к этому готовы.
И я уверен, что ради такого будущего, стоило бы забить хрен на тех, кто плюет на будущее лишь бы сегодня ездить вместо жигулей на старой иномарке.