Как только не называли хорошо известный в СССР автомобиль «Запорожец». «Горбатый» и «Ушастый» — это самые распространенные клички «Запорожца». А сколько было сложено анекдотов об этой модели, и сосчитать трудно. Мало кому известно, что разрабатывалось множество моделей, прототипов и модификаций «Запорожца». Мы решили восполнить данный пробел в истории ЗАЗ.
Модель ЗАЗ-966 (часто называемая «ушастый») была разработана в 1961 году, но лишь в 1967 году первые экземпляры автомобиля сошли с конвейера в Запорожье. На снимке представлен второй прототип автомобиля. Можно заметить, что дизайн передней части кардинально отличается от автомобиля, который выпускался серийно.
В 1962 году разрабатывалась модель небольшого грузовика ЗАЗ-970. Автомобиль предназначался для перевозки небольших грузов, и его грузоподъемность составляла всего 350 кг.
В этот же период была создана модель грузового фургона ЗАЗ-970Б. Единственным отличием данной модификации от базовой 970 модели являлась другая форма кузова. Известно, что машина оснащалась двигателем мощностью всего 27 «лошадок». К сожалению, не сохранилось фотографий данного фургона сзади, поэтому любителям моделирования остается лишь догадываться, как в действительности выглядела корма ЗАЗ-970Б.
В дополнение к фургону на базе ЗАЗ-970 была разработана модификация пикапа ЗАЗ-970Г. По некоторым данным, было изготовлено всего два экземпляра данного автомобиля, но в серийное производство он так и не попал. Грузоподъемность пикапа была немного выше и составляла 400 кг.
В 1962 году также была предложена модель ЗАЗ-971, которая разрабатывалась для военных нужд. Автомобиль был выпущен в единственном экземпляре, который вы можете видеть на фото.
В 1964 году НАМИ был разработан новый автомобиль повышенной проходимости, производство которого планировалось наладить на заводе в Запорожье. Модель даже получила название ЗАЗ-969. С конвейера в Запорожье сошло всего 50 автомобилей, но организационные трудности заставили перенести производство данной модели в Луцк. В итоге данный автомобиль стал известен широкой публике, как ЛуАЗ-969.
Как известно, первая «Таврия» сошла с конвейера в 1987 году, однако данная модель была создана еще в 1970 году. Модель ЗАЗ-1102 можно считать примером того, как завод опережал ленивое советское руководство. Конструкторы еще в 1970 года понимали, что 965 «Запорожец» давно устарел, и разработали прогрессивную по тем временам модель. Однако лишь в 1978 году руководство партии сделало заказ на разработку подобной модели. Бюрократическая волокита затягивала процесс согласования и «Таврия» была запущена в серийное производство лишь в 1987 году, когда машина уже морально устарела.
Также в 1970 году была разработана модель ЗАЗ-1102 «Купе», которая так и не была запущена в производство.
Без реализации остался и проект модели ЗАЗ Такси, который разрабатывался в начале 1970-х годов. В основе данного автомобиля лежал проект «Таврии», существовавшей в те годы тоже лишь на бумаге. Конструкторы постарались максимально расширить салон и даже предусмотрели место для багажа.
Модель грузопассажирского самосвала ЗАЗ-2320 являлась результатом тесного сотрудничества ЗАЗа и ЛуАЗа. Автомобиль был создан на архитектуре ЛуАЗ-969, и было выпущено, как минимум, 4 экземпляра данной машины. Последний экземпляр такого грузовика еще несколько лет назад находился в плачевном состоянии и был продан на одном автомобильном форуме. Его последующая судьба неизвестна.