Винт вращается при помощи рукоятки. Собачка, посаженная на оси между щеками рукоятки, при повороте последней будет захватывать зубья храпового колеса, закрепленного шпонкой на винте…Винт вращается при помощи рукоятки. Собачка, посаженная на оси между щеками рукоятки, при повороте последней будет захватывать зубья храпового колеса, закрепленного шпонкой на винте, и, таким образом, винт будет поворачиваться, вывинчиваясь из гайки в корпусе домкрата.
Реечный домкрат состоит из стального или деревянного корпуса, в котором помещается зубчатая рейка. На верхнем конце рейки находится поворачивающаяся головка, которая упирается в поднимаемой груз; на нижнем конце рейки имеется площадка (лапа), которой рейка может упираться в низко расположенные поверхности поднимаемого груза.
При выдвигании рейка головкой или пятой упирается в груз и поднимает его. Рейки приводят в движение при помощи зубчатых колес вращением рукоятки с тормозом. Для удерживания груза в поднятом положении имеется храповик, закрепленный шпонкой на валу приводного зубчатого колеса, и собачка, сидящая на оси, закрепленной в корпусе реечного домкрата.
Червячная таль подвешивается к потолочным балкам, козлам или треногам при помощи крюка. Крюк прикреплен к стальным планкам-щекам, через которые проходит ось. На оси посажена цепная звездочка, представляющая одно целое с червячным колесом. Червячное колесо и вместе с ним звездочка приводятся во вращение червяком, который в свою очередь получает вращение при помощи тягового колеса, посаженного на конце червячного валика. Колесо приводится в движение натяжением тяговой цепочки .
На другом конце червячного валика имеется тормозное устройство. Через звездочку перекинута цепь, охватывающая блок обоймы с крюком, к которому крепят поднимаемый груз. Один конец цепи закреплен в щеках тали, другой сбегает со звездочки.
Такой механизм называется кошкой. Пользуясь кошкой, можно поднять груз и переместить его по балке в горизонтальном направлении.
Для перемещения деталей и узлов машин пользуются мостовыми кранами или тележками, снабженными электрическими двигателями или двигателями внутреннего сгорания, вагонетками узкой колеи и др.